БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ
Технические условия
ГОСТ
22245-90
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СССР
1.1. Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления.
1.2. Характеристики
1.2.1. В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
Область применения битумов в дорожном строительстве — в соответствии с приложением 1.
Наименование |
Норма для битума |
|||||||||
БНД 200/300 |
Б11Д 130/200 |
БНД 90/130 |
БНД 60/90 |
БНД 40/60 |
БН 200/300 |
БН 130/200 |
БН 90/130 |
БН 60/90 |
||
ОКП 02 5612 0115 |
ОКП 02 5612 0114 |
ОКП 02 5612 0113 |
ОКП 02 5612 0112 |
ОКП 02 5612 0111 |
ОКП 02 5612 0205 |
ОКП 02 5612 0204 |
ОКП 02 5612 0203 |
ОКП 02 5612 0202 |
||
Глубина |
По ГОСТ 11501 |
|||||||||
при 25 °С |
201-300 |
131-200 |
91-130 |
61-90 |
40-60 |
201-300 |
131-200 |
91-130 |
60-90 |
|
при 0 °С, |
45 |
35 |
28 |
20 |
13 |
24 |
18 |
15 |
10 |
|
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
35 |
40 |
43 |
47 |
51 |
33 |
38 |
41 |
45 |
|
Растяжимость, см, не менее |
||||||||||
при 25 °С |
— |
70 |
65 |
55 |
45 |
— |
80 |
80 |
70 |
|
при 0 °С |
20 |
6,0 |
4,0 |
3,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Температура хрупкости, °С, не выше |
-20 |
-18 |
-17 |
-15 |
-12 |
-14 |
-12 |
-10 |
-6 |
|
Температура вспышки, °С, не ниже |
220 |
220 |
230 |
230 |
230 |
220 |
230 |
240 |
240 |
По ГОСТ 4333 |
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более |
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
По ГОСТ 18180 |
Индекс |
От -1,0 до +1,0 |
От -1,5 до + 1,0 |
По приложению 2 |
|||||||
1.2.2. По физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1
1.2.3. Требования безопасности
1.2.3.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °С и минимальной температурой самовоспламенения 368 °С.
1.2.3.2. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3 — в соответствии с ГОСТ 12.1.005.Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014-84.
1.2.3.3. Битумы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.
1.2.3.4. При работе с битумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
1.2.3.5. Помещение, в котором производится работа с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
1.2.3.6. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары битума следует тушить пенной струёй.
1.3. Требования охраны природы
1.3.1. Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битума.
1.3.2. Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига.
2. ПРИЕМКА
2.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы принимают партиями.
Партией считают любое количество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве.
2.2. Объем выборки — по ГОСТ 2517.
2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
2.4. Растяжимость при 0 °С и изменение температуры размягчения после прогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней, температуру вспышки — не реже одного раза в месяц.
2.5. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.
3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Пробы вязких дорожных битумов — по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки битума должна быть не менее 0,5 кг.
3.2. Температуру хрупкости битумов марок БН допускается определять по номограмме
3.3. Изменение температуры размягчения после прогрева вычисляют как разность температур размягчения, определенных по ГОСТ 11506 до и после испытания на прогрев по ГОСТ 18180.
4. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
4.1. Маркировка, транспортирование и хранение битумов — по ГОСТ 1510.
4.2. Вязкие дорожные битумы относятся к 9-му классу транспортной опасности по ГОСТ 19433-88 (подкласс 9.1, категория 9.13, классификационный шифр 9133).
5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
5.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
Технологией производства гарантируется сцепление битумов марок БНД с эталонным мрамором по образцу № 2 по ГОСТ 11508-74 методом А.
5.2. Гарантийный срок хранения битумов — один год со дня изготовления.
Номограмма для определения температуры хрупкости дорожных
битумов марок БН